ВХНРЦ
«Использование научных методов в реставрации античной керамики». Методические рекомендации
Описание: Работа с древними археологическими предметами требует индивидуального подхода к каждому конкретному памятнику. Выбор оптимальных методов и материалов реставрации должен опираться на научные исследования. В издании описаны процессы реставрации и консервации двух этрусских ваз из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Два разных подхода к реставрации этих памятников основаны на предреставрационных физико-химических исследованиях — первом этапе современной научной реставрации — также подробно освещенном в этой публикации.
Год издания: 2013
Количество страниц: 44
Издательство: «ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря»
Примечание: цв. илл., небольшой тираж
Наличие:
СОДЕРЖАНИЕ: Исторический контекст Этрусские вазы буккеро 6-9 Реставрация Е.О. Минина, И.Б. Сивова. Использование научных методов в реставрации античной керамики 10-29 Первый случай. Амфора буккеро со штампованным рельефным декором с изображением всадников и протомой богини. Этрурия. Вторая половина VI века до н. э. Инв. № АВ 3482 10-19 Исходное состояние 10 Диагностика 10-12 Консервация: выбор методов и материалов 12—14 Реставрация: выбор индивидуальных решений 14-19 Второй случай. Амфора буккеро с тисненым рельефом и гравировкой с изображением сфинксов. Этрурия. Середина VI века до н. э. Инв. № АВ 3449 20-28 Исходное состояние 20 Диагностика 20—24 Консервация: выбор методов и материалов 24-25 Реставрация: выбор индивидуальных решений 25-28 Результаты 28-29 Исследования М. Г. Кононович. Предреставрационные исследования Амфоры буккеро (инв. № АВ 3482) 30-33 Исследование авторских фрагментов 30—31 Исследование доделочных масс 31 М.Г. Кононович, А.Я. Мазина, СВ. Соколов. Предреставрационные исследования Амфоры буккеро (инв. № АВ 3449) 34-39 Исследование авторских фрагментов 34-35 Исследование доделочных масс 35—36 Заключение 37 Об авторах 40-43
«Икона «Спас Всемилостивый с 24 вологодскими чудотворцами» 1778 года». Серия: Исследование и реставрация одного памятника
Описание: Икона «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» — памятник иконописи, происходящий из архангельского кафедрального Троицкого собора. В издании рассмотрены этапы реставрации и исследования произведения московского иконописца Лазаря Ершева и мастерской 1778 года. В приложении воспроизводится труд основоположника исторического источниковедения, исторической журналистики и музейного дела в Вологде Н.И. Суворова (1816-1896) «Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви», где находилась обетная чудотворная икона «Спас Всемилостивый».
Год издания: 2014
Количество страниц: 128
Издательство: ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря
Примечание:
Наличие:
Содержание: Введение 7 Реставрация Состояние сохранности иконы при поступлении на реставрацию 8 Консервация и реставрационное исследование 10 Раскрытие и тонирование авторской живописи 11 Сюжет и композиция иконы 15 Надписи 17 Атрибуция Происхождение иконы 18 Заказчик иконы 20 Иконописец Лазарь Климов Ершев 25 Икона «Спас Всемилостивый» 1654 года и Спасообыденная Всеградская церковь в Вологде 30 Иконография вологодских святых, представленных на иконе Лазаря Ершева и мастерской «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» 1778 года Иконография сюжета 42 Персональная иконография вологодских святых 48 Заключение 93 Приложение Н.И. Суворов. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви 94 Указатель имен 122 Иконографический указатель 124 Список принятых сокращений 126 Об авторе 127
Вестник «Реставрация музейных ценностей» 2013 г. N1/16 Специальный выпуск «Реставрация и исследование иконы 1581 года «Великомученник Феодор Стратилат» из села Покшеньга по материалам круглого стола 14 февраля 2012 года»
Описание: Круглый стол и выставка одного произведения «ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря совместно с Государственным институтом искусствознания впервые представляют икону 1581 года «Великомученик Феодор Стратилат» с уникальной вкладной надписью» состоялся 14 февраля 2012 года. В работе круглого стола принимали участие Э.С. Смирнова (ГРМ), Л.И. Лифшиц (ГТГ), Т.А. Милова (ВХНРЦ), Т.М. Кольцова (ГМО «Художественная культура Русского Севера»), А.С. Преображенский (ГИИ).
В 1962 году экспедиция ГРМ (Э.С. Смирнова, Е.Д. Мальцев) обследовала храмы с. Пок-шеньга Архангельской области. В 1965-м икона в числе других памятников была вывезена в АОМИИ (В.А. Беднов, Г.В. Цируль, в настоящее время заведующей отделом древнерусской темперной живописи ВХНРЦ) и хранится в фондах ГМО «Художественная культура Русского Севера».
Образ св. великомученика Феодора Стратилата (Евхаит — 8 февраля 319, Гераклея; память в Православной церкви 8 февраля и 8 июня) — точно датированный памятник высокого художественного уровня с документально зафиксированным происхождением. Реставрация, проведенная в ВХНРЦ (2010 — 2012), позволила ввести в научный оборот икону, которую можно считать отправной точкой в атрибуции наиболее древних памятников иконописи из Никольской церкви с. Покшеньга.
В специальном выпуске «Вестника реставрации музейных ценностей» публикуются доклады Т.А. Миловой, Т.М. Кольцовой и А.С. Преображенского, прочитанные в рамках работы выставки и круглого стола.
Год издания: 2013
Количество страниц: 56
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание: цв. илл.
Наличие:
«Стрелецкое знамя 1690 из собрания Омского государственного историко-краеведческого музея/ Составитель и ответственный редактор А.В. Силкин» Серия: исследование и реставрация одного памятника. Выпуск 5
Описание: Выпуск 5 серии «Исследование и реставрация одного памятника» посвящен исследованию и реставрации уникального памятника русской истории и культуры конца XVII века — знамени 1690 года. Экспонат Омского государственного краеведческого музея, так называемое «знамя сибирского казачества», поступил на реставрацию в последней стадии разрушения. Специалистам Центра предстояло решить две проблемы: атрибутировать и реставрировать памятник. Изучение ряда исторических источников позволило на основании косвенных данных атрибутировать его как знамя, предназначенное для одного из двенадцати стрелецких полков, находившихся в 1690 году в Москве. Над росписью знамени, как оказалось, работали лучшие иконописцы Оружейной палаты. Таким образом, предстояло реставрировать единственное сохранившееся в России воинское знамя подобного типа. Уникальный памятник было необходимо спасти от полного исчезновения. Над его спасением трудились специалисты двух поколений. В конечном счете при проведении реставрации приоритет отдали выполнению консервационных работ с минимальным вмешательством в памятник. Применение тонких прозрачных шелков для двустороннего дублирования позволило экспонировать знамя с двух сторон, не изменяя контрастность и четкость изображений. Реставраторы успешно решили проблему частичной реконструкции знамени, восстановив его первоначальные размеры и цвета орнамента на каймах. Уникальный памятник сохранен, и специалисты имеют возможность проводить дальнейшие искусствоведческие и технологические исследования.
Авторы книги заслуженный деятель искусств Российской Федерации Е.В. Семечкина и кандидат искусствоведения А.В. Силкин являются признанными специалистами в области реставрации и исследования памятников текстиля. Настоящая публикация посвящена поступившему на реставрацию в последней стадии разрушения уникальному памятнику русской истории и культуры XVII века, атрибутированному и спасенному от гибели двумя поколениями сотрудников Отдела реставрации тканей ВХНРЦ.
Год издания: 2004
Количество страниц: 80
Издательство: «СканРус»
Примечание:
Наличие:
А.В. Силкин. Атрибуция 7 О происхождении омского знамени 1690 года 14 Двуглавый орел и его иконография на знаменах 15 Образ Богоматери Знамение на двуглавом орле 23 Московские стрелецкие полки и их знамена 26 Избранные святые на омском знамени 1690 года 28 Строение знамен в Оружейной палате 30 Судьба омского знамени 1690 года 31 ЕВ. Семечкина. Реставрация 33 Состояние сохранности омского знамени 1690 года при поступлении на реставрацию 34 Этапы реставрации знамени 39 Предреставрационное исследование знамени 40 Реставрация 1970-х годов 40 Реставрация 1994-1998 годов 42 Методика консервации знамени 43 Частичная реконструкция знамени 57 Условия хранения и экспонирования знамени после консервации 60 Заключение 61 Клейма с изображениями святых, реставрация 1994-1998 годов 62 Список принятых сокращений 67 Об авторах 68
«VII Грабарёвские чтения. Международная научная конференция. Доклады, сообщения, тезисы»
Описание: VII Грабаревские чтения прошли 22-24 октября 2008 г в конференц-зале нового здания ФГУК «Всероссийский художественно-реставрационный центр им. акад. И.Э. Грабаря» на ул. Радио (д. 17, корп. 6) в рамках торжеств, посвященных 90-летию старейшего реставрационного учреждения Российской Федерации.
Участники чтений реставраторы и научные сотрудники из реставрационных организаций и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Владимира, Вологды, Казани, Новосибирска, Саратова, Киева.
На страницах сборника публикуется ряд докладов, посвященных юбилею ВХНРЦ им. акад. Н.Э. Грабаря, прежде всего о плодотворном сотрудничестве музеев и реставрационного центра, восходящем к 1918 г., когда из Москвы во Владимир прибыла Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, и современным проектам, таким как например, 10-летняя совместная работа ВХНРЦ и Центра Египтологических исследовании РАН по изучению, паспортизации и консервации коптских икон. Отдана дань памяти основоположникам отечествен ной реставрации: И.Э. Грабарю, А.И. Анисимову, ЮЛ. Олсуфьеву, ПО. Чирикову — тем труженикам науки и реставраторам практикам, которых благословил Патриарх Московский и всея России Тихон.
В разделе «Исследования и реставрация» представлены 35 докладов и сообщений о современных методах исследования, консервации и реставрации иконописи, станковой масляной живописи, графики, памятников письменности, каменной и деревянной скульптуры, текстиля, керамики, с|екла, восточноазиатских лаков и произведений, выполненных в смешанной технике. Здесь хотелось бы отметить статьи, посвященные реставрации музейных экспонатов с обожженной поверхностью. Особый интерес представляют собой материалы о реставрации археологических предметов. В разделе «Атрибуция» публикуются доклады, посвященные особенностям экспертизы икон, разрешенных к вывозу за пределы РФ, аттрибуционным исследованиями древнейшего покрова на раку св. Леонтия Ростовского и живописных произведений XIX столетия.
В разделе «Новые технологии», речь идет о лазерных технологиях используемых для сохранения объектов культурного и исторического наследия.
Год издания: 2010
Количество страниц: 495
Издательство: «СканРус»
Наличие:
СОДЕРЖАНИЕ От оргкомитета СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РЕСТАВРАЦИИ. К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВХНРЦ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ А.Н. Овчинников. И.Э. Грабарь — основоположник государственной политики сохранения культурного наследия 9 А.А. Рыбаков. Игорь Грабарь — основоположник отечественной школы искусствознания XX века 12 И.Л. Кызласова. «Призываю благословение Божие на тружеников науки» 27 Н.В. Ермакова. Становление и развитие научной реставрации шитья и тканей: мастерская в Троице-Сергиевой лавре (1919-1950) 41 О.Н. Сотскова. Основные этапы развития методов реставрации памятников из текстиля в Государственном Историческом музее 57 И.Л. Кызласова. О подвиге жизни и научном наследии Ю.А.Олсуфьева (1878-1938) 68 В.М. Рославский. Проект П.П. Малиновского по созданию высшего руководящего органа по охране и реставрации памятников архитектуры 130 И.Л. Кызласова. К иконографии ведущих сотрудников ЦГРМ (А.И. Анисимов, ГО. Чириков) и история мозаики «Троица» Е.Е. Климова (1942) 146 Н.И. Тараканова. ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря и ВСМЗ: 90 лет сотрудничества 165 Л.В. Галлямова. Опыт сотрудничества Национального музея Республики Татарстан и ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря в научной атрибуции и реставрации музейных тканей 180 ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ СВ. Савин. Забытая святыня. Житийный образ свт. Николая из собрания ГМО «Художественная культура Русского Севера» 183 Л.Я. Калачева. Икона «Дни творения» ИЗ собрания Устюженского краеведческого музея 188 Е.В. Цапаева. Расслоение как метод реставрации. Взгляд на проблему 196 М.С. Трубачева. К символике обрамления иконописного образа. Тезисы доклада …211 М.Н. Никогосян. Перевод живописи на новое основание в дореволюционной России (из истории отечественной реставрации). Тезисы доклада 213 Н.Д. Вихрова. Особенности реставрации картин с обожженной поверхностью….214 Е.Г. Шишкова. Об истории развития теории и практики превентивной консервации гравюр в России 227 А.Н. Коневцева. Новая экспозиция графики: взгляд из реставрационной мастерской. Зал «Русская резцовая гравюра XVIII — первой половины XIX века» 234 В.А. Козырева. Реставрация панорамы художника П.Я. Пясецкого «Изображение Великого Сибирского Пути Транссибирской железнодорожной магистрали (1894-1899 годов)» 244 Е.В. Якубова, Е.В. Мымрина. Силуэтные портреты Е.С. Кругликовой из собрания Музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева: исследование и реставрация 252 О.С. Темерина. Реставрация произведения Тимура Новикова «Оркестр» из собрания Московского музея современного искусства 258 Н.Л. Петрова, Д.В. Кодарев. Исследование миниатюр Спасского Евангелия из собрания Ярославского музея-заповедника 262 Т.А. Тирш. Современные гидрофобизаторы в реставрации и консервации каменной скульптуры 267 В.А. Парфенов, А.Н. Кылосова. Из опыта лазерной очистки скульптуры «Зефир, качающийся на ветке» 271 Д.Е. Котов. Технология и процесс реконструкции уменьшенной реплики памятника Минину и Пожарскому с оригинала И.П. Мартоса из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское» 276 Р.С. Студенников. Столярный инструмент, использовавшийся при изготовлении древнегреческого саркофага из собрания Государственного Исторического музея 280 Л.П. Синицына. «Святой мученик Мина». Технология и реставрация 284 Е.М. Саватеева, Л.С. Гавриленко, И. А. Григорьева, Ю.Л. Крецер. Комплексное технологическое исследование материалов основы, живописного и резного декора «Парадной литавренной колесницы для вывоза знамени всея артиллерии» 291 ГА. Григорьева. Покров «Кирилл Белозерский»: исторические изменения облика памятника и проблемы реставрации 302 А.Н. Рябцева. Реставрация саккоса митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона 307 И. В. Бородин. Исследование и реставрация западноевропейских шпалер (из опыта работы мастерской реставрации тканей ГМИИ им. А.С. Пушкина) 314 О.М. Шувалова. Реставрация шести античных ваз из собрания Государственного Эрмитажа (проблема восполнений) 323 Е.Н. Шаркова. Реставрация изразцов из собрания Музея-заповедника «Коломенское»: концептуальный подход реставратора и музейного хранителя к реставрации музейных предметов 334 Е.А. Дутова. Исследование и реставрация копии средневекового витража с изображением пророка Моисея 342 Н.В. Крачун, Е.Г. Манькова, М.В. Мичри. Некоторые аспекты проблемы реставрации предметов японского декоративно-прикладного искусства (на примере коллекций отдела Востока Государственного Эрмитажа) 351 В.Г. Симонов, М.А. Неглинская, СВ. Медведева, М.В. Капустина. » 1екоторые аспекты истории, исследования и реставрации японского панно «Пир богов счастья» 356 Н.П. Синицына. Исследование и реставрация археологических текстиля и кожи. Из опыта 10-летней работы реставрационно-исследовательской группы «Исторический некрополь» 363 СВ. Краснова, О.С Попова. Анализ предметов одежды из монашеских захоронений некрополя Вознесенского монастыря Московского Кремля 378 Т.Е. Черкасова. Комплексное исследование и реставрация погребальных венчиков из захоронений Вознесенского монастыря Московского Кремля 387 СА. Шерышева. Реставрация комплекса археологических тканей из захоронения Арсения Элассонского архиепископа Суздальского 394 П. В. Поляцкова, Е.П. Подвысоцкая. Консервация монолитов из кургана Толстая Могила 396 Л.П. Кундо, В.Г. Симонов. Опыт сохранения восточноазиатских лаковых предметов из могильника Ноин-Ула в Северной Монголии 403 Г.Н. Беляк, Н.Е. Родионова, Н.В. Поляцкова. Реставрация археологического камня 410 С.Г. Буршнева. Опыт применения профпроклеек при реставрации археологического железа 414 Н.В. Смирнова. Физико-химические характеристики метода обработки археологических экспонатов, выполненных из железа, в растворе щелочного сульфита 419 АТРИБУЦИЯ С.Н.Добрынин. Особенности экспертизы икон, разрешенных к вывозу за пределы Российской Федерации 427 А.В. Силкин. Древнейший покров на раку святителя Леонтия Ростовского 433 Т.П. Горячева. М.К. Клодт фон Юргенсбург. «Вид Киева из сада Муравьева». Возвращение шедевра 444 Н.С. Игнатова. «Портрет детей» К.Е. Маковского. Экспертиза 450 Т.П. Горячева. Портрет Т.Г. Шевченко. Опыт атрибуции и датировки на основании прижизненного фотооригинала 456 НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В.А. Парфенов. Использование лазерных технологий для сохранения объектов культурного и исторического наследия 461 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ А.А. Горматюк. ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря и Центр Египтологических исследований РАН: 10 лет сотрудничества, итоги и перспективы 467 Е- Грозовская, А. Останова, А. Рак. Украинская икона из собрания фонда «Арт Инвест» (Украина) в международном выставочном проекте «Православная икона России, Украины, Беларуси»: презентация альбома «Украшска икона XI -XVI II стол пъ» 472 Список принятых сокращений 478
Л.Н.Крылова. «90 лет деятельности ВНХРЦ им. акад. И.Э.Грабаря в документах»
Описание: На страницах юбилейного буклета нашли отражение документы научного архива ФГУК «ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря», а также ныне уже редкие каталоги выставок и любительские фотографии из личных библиотек и архивов сотрудников старейшего реставрационного учреждения России. Документы ярко свидетельствуют о конструктивной и плодотворной работе ЦРМ — ВХНРЦ в области сохранения памятников культуры и искусства, будь то отреставрированные произведения, экспедиционная, научная, педагогическая, выставочная и издательская деятельность. Настоящее издание предназначено для широкого круга реставраторов, историков культуры, музейных и архивных работников.
Год издания: 2008
Количество страниц: 88
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря», «Сканрус»
Примечание: тираж закончился
Наличие: нет
«Пьетро Ротари. Материалы и исследования»
Описание: Книга «Пьетро Ротари. Материалы и исследования»
Ознакомиться с содержанием книги можно ниже по ссылке «подробнее».
Год издания: 1999
Количество страниц: 86
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Наличие:
М.Н.Никогосян Пьетро Ротари (1707—1762): очерк творческой биографии 5 И.Е.ЛОМИЗЕ Ротари и его мастерская 21 И.Е.ЛОМИЗЕ, Л.И.ГЛАДКОВА Мастерская Ротари 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 62 Г.Н.ГОРОХОВА, м.г.кононович Таблица. Данные исследования грунтов произведений, связанных с именем П.-А.Ротари APPENDIX 70 G.N. GOROKHOVA, M.G. KONONOVICH Tables. The grounds of the paintings related to P.-A. Rotari: the results of chemical analysis Список иллюстраций 77 List of Illustrations 81 Summary 84
«Скульптура из музейных собраний. Консервация и реставрация». Сост. А.С.Антонян, Л.В.Солоцинская.
Описание: Настоящее издание представляет собою иллюстрированный сборник научных статей, посвященных различным аспектам консервации и реставрации скульптуры.
Авторами статей являются художники-реставраторы и научные сотрудники Всероссийского художественого научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря.
В настоящем издании представлен альбом, включающий в себя наиболее яркие и показательные примеры реставрации каменной скульптуры за более чем 40-летний период деятельности отдела. Все иллюстрации снабжены комментариями с обширными вспомогательным фотоматериалом, отражающим разные процессы проведения реставрации.
Издание будет интересно не только профессионалам – художникам-реставраторам, музейным хранителям, историкам искусства, но и читателям, интересующихся изобразительным искусством, вопросами сохранения художественного наследия.
Год издания: 2009
Количество страниц: 143, цв. илл.
Издательство: «СканРус»
Примечание: мелованная бумага
Наличие: есть
Содержание: А.С. Антонян истории отдела реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря 7 А.С. Антонян Сотрудничество с «Третьяковкой» I А.С. Антонян «Банк данных» для спасения шедевра 13 Ю.А. Лобченко Практика реставрации произведений из светопроницаемых пород камня I 5 А.С. Антонян Свободное восстановление или музейная реконструкция 17 Ю.А. Лобченко Проблемы реставрации уникальной скульптуры из гипса 19 А.С. Антонян, Н.Н.Банковский Профилактика скульптуры от повторных повреждений Программа превентивных мер 22 А.С. Антонян Из практики реставрации гипсовых и восковых рельефов Ф.П.Толстого 25 П.В.Солоцинская, ЮА.Любченко О реставрации камина по рисункам М.А.Врубеля 27 Алльбом скульптур, отреставрированных в ВХНРЦ в 1965-2007 31 Список иллюстраций 140 Список сокращений 143
Хризограф. Выпуск 2
Описание: В очередном выпуске Хризографа рассматриваются проблемы изучения древнерусских, греческих и латинских рукописей, в том числе палеографии, кодикологии, текстологии и истории искусства.
Уделено внимание технико-технологическим аспектам древнерусской живописи, методам работы средневековых мастеров.
Ряд памятников публикуется впервые.
Год издания: 2005
Количество страниц: 336
Издательство: СканРус
Примечание:
Наличие:
СОДЕРЖАНИЕ Г.З.Быкова. Пергамен как основа средневековых рукописей 8 Б.Л.Фонкич. Греческие рукописи собрания М. П. Погодина 27 Алессандро М. Бруни. О датировке кодекса Слов Григория Назианзина Vat. gr. 460 32 Э.Н.Добрынина. О датировке миниатюр греческого Евангелия 999 г. ГИМ, Муз. 3644 Э.С. Смирнова. Русский лицевой Служебник XIV в. в Нью-Йорке 54 Г.Р.Парпулов. Художественное оформление Четвероевангелия болгарского ннря 1соргия II Тертера (Афон, Хиландар, № 18) 74 Л.И. Лифшиц. Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея 94 И II. Игошев. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожанном переплете Евангелия ГИМ, Син. 742 109 А. А. Турилов. Критерии определения славяно-молдавских рукописей ХV-ХVI вв. 139 Елисавета Мусакова. Рукописи Пимена Зографского как пример сотрудничества писцов 199 Т. И. Афанасьева. Некоторые особенности состава славянских служебников XI—XV вв. в сравнении с греческими евхологиями этого периода 200 Е. В. Уханова. Новые данные о переводах Студийского устава в первой половине XIII в., происходящие из библиотеки Иосифа Волоцкого 209 Л. В. Мошкова. Западнорусская Кормчая особого состава 231 Э. В. Шульгина. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ,Увар. 107-1°) 242 Ж. Н. Иванова. Уникальный экземпляр киевских гравированных «Святцев» первой трети XVII в. в составе сборника ГИМ, Муз. 293 262 А. Л. Лифшиц. Кириак Ястребенский — неизвестный книжник второй четверти XVIII в 271 И. Н. Лебедева. К проблеме взаимоотношения русской книжной миниатюры и иконописи (о некоторых лицевых рукописях из коллекции Н. П. Лихачева) 279 Рецензии К 85-летию Ольги Александровны Князевской ( И.Л.Лифшиц, А. А. Турилов) 294 Agati M.L. Il libro manoscriptto. Introduzione alla codicologia. Roma, 2003 (Nadezda Kavrus-Hoffmann) 302 Cohen-Mushlin A. The Making of a Manuscriot. The Worms Bible of 1148 (British Library. Harley 2803-2804). Wiesbaden, 1983; Cohen-Mushlin A.A. Medieval Scriptorium. Sancta Maria Magdalena de Feankensal. Vol. 1-2. Wiesbaden. 1990; Cohen-Muslin A/ Scriptoria in Medieval Saxony. St. Pancras on Hamersleben. Wiesbaden, 2004 (И.П.Мокрецова) 316 Брунин А.М. Древнеславянские кодексы Слов Григория Назианзина и их византийские прототипы. М.; СПб.; 2004 (И.Н.Лебедева) 319 Указатель шифров рукописей 321 Список сокращений
«Икона «Онуфрий Великий, с житием в 14-ти клеймах» — памятник русской северной живописи Петровской эпохи» Серия: исследование и реставрация одного памятника. Выпуск 6
Описание: Икона «Онуфрий Великий, с житием в 14-ти клеймах» — памятник иконописи начала XVIII в., происходящей из соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Вывезенная в 1939 г. П.Д.Барановским икона хранится в собрании Музея-заповедника «Коломенское». В издании рассмотрены этапы реставрации и аспекты послереставрационного исследования памятника. В приложении представлен ряд изображений преп. Онуфрия в настенной росписи, иконе и книжной миниатюре, воспроизведены тексты редкого повествования о рождении и отрочестве святого по рукописям и старопечатным изданиям.
Год издания: 2005
Количество страниц: 184
Издательство: «СканРус»
Примечание:
Наличие:
Содержание: Введение 7 М.С. Трубачева, Н.Г. Тимофеев. Реставрация 9 Состояние сохранности иконы 10 Технологические особенности основы иконы 12 Реставрация оборотной стороны иконы 15 Реставрация лицевой стороны иконы 16 Результаты реставрационных исследований 23 М.С. Трубачева. Атрибуция 25 О происхождении иконы 27 О почитании иреп. Онуфрия Великого в Соловецком монастыре 32 О литературном источнике и истории создания житийной иконы 38 О рождении и отрочестве иреп. Онуфрия Великого 42 О царственности иреп. Онуфрия Великого 44 О содержании клейм иконы 48 О различных подробностях, связанных с изображением жития иреп. Онуфрия Великого 64 О литературных и живописных аналогиях и стилистических особенностях иконы 66 Фрагменты клейм иконы «Онуфрий Великий, с житием в 14-ти клеймах». Макросъемка 72 Приложение 85 Образ иреп. Онуфрия Великого в памятниках изобразительного искусства 86 Образ преп. Онуфрия Великого в литературных памятниках 119 Список принятых сокращений 167 Об авторах 168 Icon «St. Нumohrey the Great, with His Life in 14 Border-Scenes» 169
«Деяния и Послания апостолов. Греческая иллюминированная рукопись 1072 г. из собрания Научной библиотеки Московского университета». Серия: исследование и реставрация одного памятника. Выпуск 4
Описание: Сборник содержит статьи с результатами исследований греческой иллюминованной рукописи 1072 г. Статьи посвящены различным аспектам изучения известного памятника византийской культуры — методам работы средневековых мастеров книги, реконструкции состава иллюстративного цикла и иконографии миниатюр, проблемам реставрации рукописи и др. Книга предназначена для специалистов в области средневековой истории и культуры, реставраторов, художников и широкого круга читателей.
Год издания: 2004
Количество страниц: 207
Издательство: «Северный Паломник»
Примечание:
Наличие:
Содержание В. В. Мосягин. Предисловие 11 Б. .7. Фонкич. Греческий Апостол 1072 г. Научной библиотеки Московского университета 12 //. Л. Великодная. К истории формирования собрания греческих рукописей Научной библиотеки Московского университета 15 Э. И. Добрынина. Деяния и Послания апостолов 1072 г. (НБ МГУ, греч. 2): реконструкция иллюстративного цикла 44 Георги Р. Парпулов. Миниатюра «Рай» из собрания Научной библиотеки Московского университета 104 Г. 3. Быкова, В. С. Мефодьева. О методах работы писца и художников греческого Апостола 1072 г. 115 И. П. Мокрецова, И. А. Шилова. Переплет Апостола 1072 г. Научной библиотеки Московского университета и история его реставрации 152 М. М. Наумова. Исследование состава красочного слоя и пергамена греческой рукописи 1072 г. 178 Н. Л. Ребрикова. Исследование природы образования сиреневых ореолов в греческом Апостоле Московского университета 181 Схема тетрадей 192 Схема разлиновки 197 Список иллюстраций 198 Список сокращений 206 Указатель рукописей 207
Горматюк А.А. «Церковь аль-Муаллака в Старом Каире. Исследование и реставрация одного памятника»
Описание: Книга посвящена истории изучения и реставрации одной из древнейших египетских христианских церквей — храма аль-Муаллака в Старом Каире. На основании изучения истории одного конкретно взятого памятника делается попытка представить развернутый очерк истории и культуры коптов эпохи Средневековья и Нового времени. В публикации исследуются проблемы истории и архитектуры церкви, дается атрибуция монументальной живописи, икон и эпиграфических композиций, украшающих интерьеры храма.
Год издания: 2013
Количество страниц: 336, цв. илл. 267
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание:
Наличие:
Оглавление: Предисловие (А.А. Войтенко) 15 От автора 22 Введение. Историко-культурные предпосылки формирования памятника 25 Глава I. История церкви аль-Муаллака, ее строительства и реконструкций (А.А. Горматюк, Е.Г. Толмачева) 39 Глава II. Архитектура и убранство церкви аль-Муаллака 59 Храмовый комплекс 61 Архитектура малой церкви 65 Архитектура большой церкви 69 Кафедра проповедника (амвон) 92 Алтарные преграды и предметы прикладного искусства 99 Глава III. Монументальная живопись 125 Алтарные росписи в приделе св. Тэклэ Хайманота 127 Живопись на колонне 152 Алтарные кивории и их роспись 157 Глава IV. Коллекция икон храма аль-Муаллака 195 Древние иконы 197 Иконы коптских мастеров 199 Привозные иконы 225 Глава V. Эпиграфические композиции и надписи 235 Глава VI. Исследования и реставрация 261 Организация Коптского музея при церкви аль-Муаллака 263 Реставрации церкви аль-Муаллака в XX веке 264 Комплексная реставрация церкви аль-Муаллака 2004-2008 гг. 264 Заключение 297 §шптагу 305 Приложения 313
«Реставрация ксилографии Альбрехта Дюрера. Сохраняя культурное наследие: история реставрации одного шедевра»
Описание: Серия «Сохраняя культурное наследие: история реставрации одного шедевра» — редкая возможность для читателей получить представление о сути работы реставраторов и ознакомиться с наиболее интересными экспонатами из музейных фондов. Каждое издание повествует об истории реставрации одного из шедевров мирового искусства, возвращённого к жизни художниками-реставраторами центра.
Первое издание серии посвящено реставрации произведений графики. В 2010-2012 годах сотрудниками Центра впервые за несколько десятилетий представилась редчайшая возможность исследования и реставрации двух ксилографий Альбрехта Дюрера к. XV – н. XVI веков. Подлинные прижизненные оттиски гравюр мастера крайне редко встречаются в музейных собраниях и практически недоступны массовой аудитории.
Год издания: 2013
Количество страниц: 32, цв. илл.
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря»
Примечание:
Наличие: ожидается поступление
Журнал «Вестник реставрации музейных ценностей. Реставрация фасадных росписей северного крестьянского дома из Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы» как попытка сохранения уникального комплекса: специальный выпуск» №2/17
Описание: Выпуск специального номера журнала «Вестник реставрации музейных ценностей» посвящен реставрации фасадных росписей северного крестьянского дома из Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы». Дом Клокотова давно известен исследователям русского деревянного зодчества. В 1995 году дом получил статус памятника истории и культуры федерального значения.
Год издания: 2013
Количество страниц: 60, цв. илл.
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря»
Примечание:
Наличие: есть
Содержание Исторический контекст Е.Б. Заручевская. Дом В.Я. Клокотова 1879 года в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» 8 Реставрация С.А. Субочев, И.Н. Тяпкина. Реставрация фасадных росписей 20 Символика декоративного убранства северного дома 23 Реставрация 26 Визуальное исследование состояния сохранности памятника 26 Фронтон 26 Причелины 32 Наличники и ставни окон 33 Особенности деревянной основы 37 Живопись или резьба? Особенности полихромной поверхности 38 Реставрационные задачи и цели 39 Физико-химические исследования 41 Этапы реставрации 41 Монтаж 47 Заключение 55 Об авторах 56
Вестник «Реставрация музейных ценностей». N4-5, 2/1999, 1/2000
Описание:
Год издания: 2000
Количество страниц: 80
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание: вы можете скачать электронную версию ВЕСТНИК №1/98 «Реставрация музейных ценностей»
Наличие: нет
Содержание: Новости из музеев и реставрационных организаций Государственный исторический музей О.Б.Лантратова, О.Н.Сотскова Исследования и реставрация парсуны патриарха Никона 3 Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково» Г.И.Орлова. Реставрация в усадьбе драматурга 4 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля Н.Г.Минько. Реставрация картины В.М.Васнецова «Снятие со креста» 5 ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря Н.С.Кошкина. Реставрация панорамы Ф.А.Рубо «Бородинская битва» 8 Английские реставраторы в Москве 9 Из истории отечественной реставрации Н.Д.Маринуца К истории реставрации древнерусского лицевого шитья в Государственном Русском музее (1920-е годы) 10 О.В.Мозговая Работы И.В.Крестовского в области реставрации 1920-х — начала 1930-х годов 14 Подготовка реставрационных кадров Обучение реставраторов: реалии и надежды 17 Двадцать лет Суздальскому художественному училищу 18 Подготовка реставраторов в странах Западной Европы 20 Подготовка реставраторов во Франции 22 Наши юбиляры 27 Конференции, семинары Актуальные проблемы сохранения музейного фонда 35 II Международная научно-практическая конференция в Киеве 36 О пятой конференции по проблемам экспертизы 37 Мастер-класс Российского этнографического музея 39 Реставрационные выставки «Наследство щедрое храня…» 40 Евангелие начала XV века из Спасо-Андроникова монастыря 40 III Международная выставка музейного оборудования в Мюнхене 41 Триеннале-99 «Реставрация музейных ценностей в России» 41 Библиотека реставратора 42 Проблемы реставрации С.А.Добрусина. Консервация документов (приоритетные направления) 55 Н.Л.Ребрикова. Применение ферментов в реставрации 57 О.В.Дунаева, Н.С.Ульянова. Об опыте применения ферментов в реставрации произведений графики 60 Е.Г.Перова. Химическая белизна или благородная патина? 65 И.П.Мокрецова. Книга Яноша Ширмаи «Археология средневекового переплета» 67 Реклама Полимеры для реставрации и консервации 78 IССК0М. Календарь на 2000 год 80
Вестник «Реставрация музейных ценностей». N9, 1/2004
Описание:
Год издания: 2004
Количество страниц: 56
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание: вы можете скачать электронную версию ВЕСТНИК №1/98 «Реставрация музейных ценностей»
Наличие: нет
Содержание: Новости из музеев и реставрационных организаций ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря А.Н.ОВЧИННИКОВ Создание копии-реконструкции древнего образа 3 Л.В.СОЛОЦИНСКАЯ, Ю.А.ЛЮБЧЕНКО Реставрация камина «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» (из коллекции Музея народного искусства имени С.Т.Морозова) 5 Государственная Третьяковская галерея А.И.ГОЛУБЕИКО, Е.М.МАХАЛОВ, И.Л.МОНАСТЫРСКИЙ Технология подготовки графического протокола описания сохранности произведения масляной живописи 10 Государственный Исторический музей Н.В.НИКОЛАЕВА Реставрация фарфорового декора зеркальной рамы (Россия, середина XIX в.) 12 Проблемы реставрации Е.Г. ПЕРОВА Фиксация, реставрация и хранение пастелей (обзор зарубежной литературы, посвященной вопросам фиксации и реставрации пастелей, а также рекомендации по ее хранению) 15 Конференции, семинары «Музей — Музеи» 23 Библиотека реставратора 24 Из истории отечественной реставрации О.П.ПОСТЕРНАК Павел Иванович Баранов (о мастере и старых мастерах) 31 Н.В.ЕРМАКОВА Создание мастерской реставрации тканей ГИМ и ее деятельность в 1920-1940-е годы 39 Наши юбиляры 47 Зарубежные центры реставрации Центральный институт реставрации в Риме (Подготовлено по материалам зарубежной прессы и Интернет-сайтам) 49 Наша память 55 Календарь конференций ИКРОМ на 2004 год 56 Информация 56
Симонов В.Г., Синицына Л.П. «Некоторые аспекты консервации египетских саркофагов из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина»
Описание: В данной публикации затрагиваются некоторые аспекты консервации египетских саркофагов из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина. Собрание древнеегипетских саркофагов и чехлов мумий является одним из ценнейших разделов коллекции памятников Древнего Египта ГМИИ им. А.С. Пушкина. По большей части саркофаги происходят из коллекции В.С. Голенищева (1856-1947) — золотопромышленника, собирателя и одного из первых профессиональных русских египтологов.
Год издания: 2014
Количество страниц: 40, цв. илл.
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря»
Примечание:
Наличие: есть
Вестник «Реставрация музейных ценностей». Специальный выпуск. С.И.Глобачева. Реставрация полотна Бернта Нотке «Пляска смерти». №2 2008 (12)
Описание:
Год издания: 2008
Количество страниц: 32
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание: вы можете скачать электронную версию ВЕСТНИК №1/98 «Реставрация музейных ценностей»
Наличие: есть
«Комплексная работа по консервации археологических предметов из 20-го кургана могильника Ноин-Ула (Северная Монголия)
Описание: Комплексная работа по консервации археологических предметов из 20-го кургана могильника Ноин-Ула (Северная Монголия) в 2009 году была представлена на соискание премии имени И.Е. Забелина в области реставрации музейных предметов и коллекций. Совместная комплексная научно-реставрационная работа проведена реставраторами Л.П. Кундо (институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук), В.Г. Симоновым (ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря) и Н.П. Синицыной (ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грс-баря). В процессе работы разработана уникальная методика консервации «мокрых» археологических лаковых предметов и тканей.
Год издания: 2014
Количество страниц: 84, цв. илл.
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря»
Примечание:
Наличие: есть
Антонян А.С. «Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации»
Описание: Настоящие методические рекомендации адресованы художникам-реставраторам, искусствоведам и музейным хранителям.
Данные рекомендации основываются на многолетней практике обучения молодых специалистов необходимым профессиональным навыкам в процессе их стажирования в отделе реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря.
Год издания: 2006
Количество страниц: 100
Издательство: «Сканрус»
Наличие: последние экземпляры, тираж кончается
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 7 ВИДЫ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ 8 Консервация 8 Реставрация 9 Реконструкция 9 Научно-музейная реконструкция 10 Производственная реконструкция 10 ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 11 Особенности повреждений экстерьерной и археологической скульптуры 11 Особенности повреждений интерьерной скульптуры 12 Естественные дефекты каменного материала 13 Приобретенные повреждения 14 Старение материала 14 Технологические просчеты в процессе изготовления скульптуры 16 Неквалифицированные хранение, уход и реставрация 17 Некоторые требования к хранению и уходу за скульптурой 19 Температурно-влажностный режим 19 Профилактический уход 19 Транспортировка 20 ОЧИСТКА СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМНЯ 22 Удаление загрязнений 22 Водная очистка 22 Эмульсии и пасты 23 Очистка химическими реактивами 24 Сухая очистка 24 Дезинфекция скульптуры 25 Удаление окрашенных пятен 26 Пятна от жира и смол 27 Пятна от ржавчины 27 Пятна от чернил 28 Удаление солей 28 Некоторые общие правила очистки камня 30 ЗАЩИТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНСЕРВАЦИИ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ 32 Укрепление ослабленного выветриванием камня 32 Гидрофобизация камня 32 Восстановление утраченного цвета и текстуры цветного камня 34 ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ 35 Склейка 35 Требования к клеям 35 Клеевые материалы 36 Марки клеев и клеевые составы 37 Термореактивные клеи 37 Термопластичные клеи 38 Цианакриловые клеи 39 Клеевые наполнители 40 Технологические условия приготовления клея 40 Методика проведения работ по склейке 41 Подготовка поверхностей к склейке 41 Удаление старого клея 41 Выбор клея и способа его применения 41 Сборка фрагментов 43 Закрепление фрагментов при склейке 43 Установка крепежной арматуры 44 Мастиковка швов 44 Восстановление утрат на скульптуре 47 Критерии подхода к восстановлению утрат 47 «Ценностная шкала» 48 Аналогии, используемые при восполнениях 50 Восполнение «методом инерции» 52 Основные доводы в пользу восполнений и противопоказания к ним 53 Виды реставрационных восполнений 54 Общие требования к восполнениям 55 Неприкосновенность подлинника 55 Отличимость восполнений 55 Обратимость восполнений 56 Постадийное ведение работ со съемными моделями восполнений 56 Способы восстановления утраченных фрагментов 57 Долговечность реставрационного восполнения 59 Косметическая реставрация 59 Технологические требования к доделочным массам 59 Доделочные массы в реставрации интерьерной скульптуры 61 ГИПСОВАЯ СКУЛЬПТУРА 64 Технология изготовления гипсовой скульптуры 64 Способы изготовления 65 Защитно-декоративная обработка 65 Распространенные нарушения требований технологии 66 Реставрация и консервация гипсовой скульптуры 67 Очистка гипсовой скульптуры 67 Пленочный способ очистки гипса 67 Склейка гипса 68 Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе 69 Приготовление левкаса 70 Тонировка гипса 70 Гидрофобизация гипса 71 Хранение и транспортировка скульптуры из гипса 72 Приложение I. Формовочные работы в реставрации 74 Приложение II. Меры безопасности при работе с клеями 78 Примечания 79 Список сокращений 81 Иллюстрации 83
Вестник «Реставрация музейных ценностей». Специальный выпуск: ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря 90 лет. №1 2009 (13)
Описание:
Год издания: 2009
Количество страниц: 96
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Примечание: вы можете скачать электронную версию ВЕСТНИК №1/98 «Реставрация музейных ценностей»
Наличие: есть
Содержание: А.П.Владимиров. Все вместе в новом доме 5 Репортажи из отделов 15 Выставочный зал 70 Конференцзал 72 Юбиляры 74 Награждения 80 Наши праздники 88 Совместные проекты 90
Горматюк А.А. «Реставрация, копирование, церковная живопись»
Описание:
Год издания: 2010
Количество страниц: 112
Издательство: ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря
Наличие: нет
Примечание: тираж закончился
Содержание О реставрационной и научной деятельности. А.П.Владимиров Полевая консервация. Г.А.Белова Беседы о копировании. А.Н.Овчинников, А.А.Горматюк Церковная живопись. И.К.Языкова Горматюк Александр Анатольевич. Творческая биография
«Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III». Серия: исследование и реставрация одного памятника. Выпуск 3
Описание: Исследование и реставрация надгробной иконы Великого князя Московского Василия III из собрания ГИМ были осуществлены в ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. Результаты комплексного научного исследования, выполненного специалистами ВХНРЦ, позволили рассмотреть памятник в широком историческом контексте, подробно проанализировать его стилистику и специфику иконографической структуры, а также уточнить датировку. Издание предназначено широкому кругу специалистов в области реставрации, истории культуры и искусства.
Год издания: 2003
Количество страниц: 120
Издательство: ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря
Alexander Gormatiuk Royal Image. The Funeral Icon of Grand Duke Basil III. Series «Research on and Restoration of a Masterpiece». Volume 3. The research on and restoration of the funeral image of Moscow Grand Duke Basil III was executed by the Grabar Art Conservation Center. The results of a sophisticated scientific investigation performed by the collaborators of the Center enabled the placement of the icon in its historical context, an analysis of its style and iconographical structure and a more reliable estimate of its dating. We hope that this work will be of interest to specialists in the field of restoration, art history and culture. Содержание Вступительное слово директора ВХНРЦ А.П.Владимирова 7 От автора 9 Историко-художественное исследование История надгробной иконы Великого князя Василия III, ее бытование, поновления и реставрации 11 Иконография надгробной иконы Великого князя Василия III 18 Надгробный образ в русской и византийской иконографии 30 Надгробная икона в контексте исторических событий и царская иконография 43 Стилистические особенности надгробной иконы Василия III 55 Комплексное технологическое исследование и реставрация иконы Состояние памятника при поступлении в реставрацию 67 Результаты рентгенографических исследований 68 Результаты комплексного исследования слоев авторского левкаса и поновлений 71 Результаты комплексных исследований авторского красочного слоя и записных слоев 71 Экспертиза металлического гвоздя 72 Проведение реставрационных мероприятий 73 Технико-технологическое исследование живописи 86 Виртуальная реконструкция иконы 91 Библиография 93 Список сокращений 94 Список иллюстраций 95 Summary 101 Зная, какой научный интерес может представлять любая технологическая информация, получаемая реставратором в процессе работы над памятником культуры, ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря предложил и осуществляет издательский проект «Исследование и реставрация одного памятника». Первым изданием в этой серии стал сборник, посвященный исследованию и реставрации Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Первые отзывы специалистов убедили нас в востребованности реализуемого проекта. Изучение памятника с технологической стороны, то есть то видение реставратора, которое недоступно историку и искусствоведу, оказалось интересным и важным широкому кругу специалистов. Часто сам процесс реставрации преподносит неожиданные «сюрпризы»: то датировка изменяется, то сюжет. Так было с иконой, изображающей Василия III, Великого князя Московского и всея Руси, и его духовного покровителя святого Василия Великого. Реставрация надгробной иконы, поступившей к нам из Государственного Исторического музея, была предпринята по инициативе историка А.В.Лаврентьева, вновь обратившего внимание на этот уникальный памятник. Результаты исследования и реставрации иконы, а также возможные датировки публикуются в сборнике «Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III» серии «Исследование и реставрация одного памятника». Директор ВХНРЦ А.П.Владимиров
Перова Е.Г. «Пастель: История. Техника. Реставрация. Атрибуция: методические рекомендации»
Описание: В методических рекомендациях реставратора графики и главного хранителя отдела изобразительных материалов ГИМ кандидата искусствоведения Е.Г. Перовой рассмотрены аспекты истории создания и бытования, материалов и техники произведений, выполненных пастелью, их предреставрационных исследований, реставрации, хранения и атрибуции. В основе части «Реставрация» — методика 1995 года, разработанная в ВХНРЦ и дополненная автором. В ней же опубликованы некоторые зарубежные методики. Часть «Особенности атрибуции пастелей» ценна тем, что произведения, выполненные пастелью, до сих пор целенаправленно и последовательно не изучались и не имеют своего банка данных. В приложениях опубликованы сводные каталоги работ пастелистов XVIII века И. Барду и И.Г. Шмидта, иллюстрированные портретами всех изображенных ими лиц из собраний российских и зарубежных музеев, а также известными только по воспроизведениям в литературе начала XX века. В приложении «Пастели XVIII — начала XX века, прошедшие реставрацию в ГИМ и ВХНРЦ (1993-2004)» подробно описаны и проиллюстрированы реставрационные процессы, которым подверглись пастели разного времени, выполненные на различных основах. Издание предназначено для реставраторов, историков и историков искусства.
Год издания: 2006
Количество страниц: 144
Издательство: «СканРус»
Наличие:
Содержание Введение 6 Часть I. История 11 Европейская пастель XV — первой четверти XIX века 12 Причины популярности пастели в Европе XVIII века 17 Иностранные художники-пастелисты в России XVIII века 19 Иоганн Барду 27 Иоганн Генрих Шмидт 39 Русские художники-пастелисты 47 Особенности техники пастели в России ХТП века 50 Пастель в России первой четверти XIX — начала XX века 57 Часть П. Материалы и техника 69 Состав пастельных мелков 70 Ручное изготовление пастельных мелков 71 Промышленное производство и торговля пастелью 74 Основа под пастель 75 Подрамник 79 Методы работы 79 Обрамление 80 Проблема фиксации пастели 81 Часть III. Реставрация и хранение произведений в технике пастели 85 Основные виды повреждений 86 Исследования 92 Реставрация 94 Методика ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря 94 Удаление пыли на поверхности пастелей 95 Проблема водной обработки пастелей на бумаге 95 Дублирование пастелей на пергаменте на японскую бумагу и холст 96 Экранирование 97 Восстановление утраченного грунта 97 Художественное восстановление (тонирование, ретушь) 98 Современные методики 99 Европейский опыт реставрации пастелей в XX веке 99 Хранение 103 Часть IV. Особенности атрибуции пастелей 105 Приложения Сводные каталоги произведений И. Барду и И.Г. Шмидта 111 Пояснения к каталогам 111 Сводный каталог произведений Иоганна Барду 112 Произведения, имеющие авторскую подпись и дату 112 Произведения, не имеющие авторской даты 114 Произведения, не имеющие авторской подписи 118 Произведения, известные по литературным источникам 122 Произведения, известные по копиям 123 Сводный каталог произведений Иоганна Генриха Шмидта 125 Российские собрания 125 Произведения, имеющие авторскую подпись и дату 125 Произведения, не имеющие авторской даты 126 Произведения, не имеющие авторской подписи 127 Произведения, известные по литературным источникам 128 Немецкие собрания 131 Пастели XVIII — начала XX века, прошедшие реставрацию в ГИМ и ВХНРЦ (1993-2004) 131 Указатель имен 137 Список принятых сокращений 140 Об авторе 143
«Реставрация произведений графики. Методические рекомендации»
Описание: Методические рекомендации основаны на многолетнем опыте, накопленном сотрудниками отдела реставрации графики Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, и предназначены в первую очередь как вспомогательный учебный материал для начинающих специалистов, стажеров-реставраторов, проходящих курс практического обучения под руководством мастеров высшей квалификации.
Рекомендации могут представлять интерес и для музейных работников, художников, а также коллекционеров произведений графики.
Год издания: 1995
Количество страниц: 183
Издательство: «ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря»
Наличие:
Содержание Материалы произведений графики 7 1.1. Основа 7 Бумага 7 Пергамент 8 Замша 5 Холст грунтованный 8 1.2. Красящие вещества 8 Уголь 5 Итальянский карандаш 8 Сангина 9 Графит (графитный карандаш) 9 Цветные карандаши 9 Мел 9 Соус 9 Тушь 9 Галловые чернила 10 Бистр 10 Сепия 10 Пастель 10 Акварель 10 Гуашь 10 Печатные краски 11 Исследование состояния сохранности произведений графики и подготовка к реставрации 12 Причины разрушения произведений графики. Виды повреждений 12 Описание состояния сохранности 12 Исследование произведений перед реставрацией 13 Проба на присутствие древесной массы в бумаге 13 Проба на нейтральность с универсальным индикатором 13 Проверка печатного или красочного слоя на устойчивость к воде и реактивам 16 Проверка прочности связи пастозного красочного слоя с основой 16 Прочие предреставрационные исследования 16 Подготовка задания на реставрационные работы 16 Реставрационная документация 16 Дезинфекция 20 Газовый метод 21 Контактный метод 21 Консервация 22 Реставрация произведений графики, выполненных на бумаге 29 3.1. Приготовление клеев и растворов 29 Пшеничный клей 29 Желатиновая проклейка 29 Спиртовой раствор даммары 29 Рыбий клей 30 Иодкрахмальная бумага 31 Сернокислый анилин 32 Дезинфицирующие растворы 32 Водный раствор глицерина 32 Растворы химических реактивов 32 3.2. Удаление поверхностных загрязнений 32 3.2.1. Обработка произведений, реставрированных с применением силикатного клея 34 3.3. Закрепление красочного слоя 34 Желатиновая проклейка 35 Закрепление рисунков спиртовым раствором даммары 35 Закрепление красочного слоя синтетическими полимерами 35 3.4. Раздублировка 37 Раздублировка методом погружения в ванну 37 Раздублировка методом увлажнения дублировочного листа 39 Раздублировка произведений, наклеенных на картон 39 Раздублировка произведений, наклеенных на холст 39 3.5. Удаление желтизны и загрязнений на бумаге промывкой 39 Промывка произведений, выполненных в печатной технике 41 Промывка рисунков, выполненных карандашом или углем, и акварелей 41 Промывка акварелей с лаком, гуашей, рисунков сангиной, соусом 42 Промывка акварелей, фиксированных сахаром, рисунков, раскрашенных анилиновыми красителями, экспонатов, имеющих подписи чернилами, и т.п. 42 Промывка руинированных произведений 42 Удаление загрязнений с углов 42 3.6. Удаление пятен 44 Удаление жировых и масляных пятен 44 Удаление пятен плесени 45 Удаление пятен ржавчины 47 Удаление пятен от насекомых 47 3.7. Отбелка 47 3.7.1. Отбелка черно-белых гравюр и других печатных техник после ванн с трилоном 49 3.7.2. Отбелка гравюр, имеющих надписи и штампы, цветных гравюр, рисунков карандашом, тушью и т.п. 3.7.3. Отбелка акварелей и рисунков полусухим способом^ 3.8. Склейка разрывов, восполнение утраченных фрагментов основы Печатные техники Рисунки, акварели 3.9. Дублирование Дублирование эстампов Дублирование акварелей, рисунков углем, карандашом, сангиной и т.п. Дублирование на равнопрочную бумагу Дублирование методом растяжки на планшете, Одновременное дублирование на бумагу и холст_ Дублирование на ткань 3.9.7. Дублирование на холст произведений, выполненных в технике пастели на грунтованном холсте 60 Восполнение утрат основы и дублирование методом дол ива 62 Прессование 62 Художественное восстановление 63 Восстановление цвета свинцовых белил 68 4. Реставрация произведений, выполненных в технике пастели 71 Дезинфекция 1 71 Удаление поверхностных загрязнений 73 Размонтирование 73 Устранение деформации 73 Реставрация пастелей и других произведений графики, выполненных на пергаменте 76 Склейка и подклейка разрывов 80 Дублирование на японскую бумагу 80 Дублирование на японскую бумагу и холст 80 Художественное восстановление 83 Монтирование и хранение 83 Реставрация японских ксилографии 84 Реставрация китайских лубков 85 Удаление загрязнений, штампов, надписей, пятен и затеков 85 Восполнение утрат основы и профилактическая заклейка 85 Дублирование 86 Художественное восстановление. Хранение 89 Монтирование произведений графики 90 Упаковка произведений графики 92 Помещение, оборудование, инструменты, материалы 93 Помещение 93 Оборудование 93 Инструменты 94 Материалы 95 10. Правила безопасности при работе с веществами, применяемыми в реставрации графики 97 10.1. Общие сведения о вредных, пожаро- и взрывоопасных свойствах химических веществ 97 Вредные вещества 97 Пожаро- и взрывоопасные вещества 99 10.2. Некоторые классы веществ 100 Кислоты и щелочи 700 Органические растворители 101 10.3. Индивидуальные вещества 102 Приложение 1. Европейская гравюра, ее техника и распознавание 115 Приложение 2. Из истории бумаги 154 Приложение 3. Строение и свойства целлюлозных волокон 762 Приложение 4. Из истории технологии бумаги 772 Приложение 5. Физико-оптические методы исследования произведений графики 777 Рекомендуемая литература 182
«V Грабарёвские чтения»
Описание: Сборник издан по материалам ежегодной конференции «Грабаервские чтения», проходившей с 31 января по 2 февраля 2002 года в конференц-зале Государственного музея им. А.С. Пушкина, посвященной истории, практике и методологии научной реставрации в России.
На страницах сборника публикуется ряд докладов, посвященных памяти И.Э.Грабаря, где затронуты различные аспекты его деятельности по спасению и сохранению памятников искусства. В разделе «Страницы истории и перспективы реставрации» перед читателем развернута панорама, временные рамки которой охватывают период с XVII до XXI столетия, и отдана дань памяти выдающимся деятелям отечественной реставрации. Здесь же публикуются материалы из истории российских и украинских реставрационных организаций и впервые сделана попытка систематизировать сведения, содержащиеся в литературе по истории реставрационного дела в России и неопубликованных архивных документах, касающихся изменений в составе реставрационных организаций Наркомпроса РСФСР (1918—1934).
Год издания: 2003
Количество страниц: 336
Издательство: «СканРус»
Наличие:
СОДЕРЖАНИЕ От составителя СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСТАВРАЦИИ Л.Н.Крылова. И.Э.Грабарь и охрана памятников. Четыре этапа его жизни: свободный человек, свободный художник, общественный деятель, государственный служащий 10 М.С.Трубачева. Неизвестное письмо П.А.Флоренского к И.Э.Грабарю 20 А.А.Рыбаков. Роль И.Э.Грабаря в изучении и сохранении архитектурно-художественного наследия Русского Севера 27 В.М.Рославский. Проблема возрождения отечественной реставрации в деятельности Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. 1918 г. 40 П.А.Семечкин. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР: Изменения в составе реставрационных организаций. 1918—1934 гг. Схема 52 П.А.Семечкин. История Секции реставрации новой русской и западной живописи Центральных государственных реставрационных мастерских. 1918—1934 гг. 64 М.С.Трубачева. Н.Н.Померанцев как председатель Реставрационного совета Отдела древнерусской темперной живописи 78 Л.М.Фролова. Этапы реставрационной деятельности Музея-заповедника «Московский Кремль» 84 Т.Н.Краснова. Становление Кафедры реставрации в Харьковской государственной академии дизайна и искусства 94 Т.М.Кольцова. Архимандрит Антониево-Сийского монастыря Никодим и его рекомендации по реставрации икон 104 Мозговая. Книга А.Н.Оленина «Опыт о приделках ней статуе Купидона, встягивающего тетиву на лук» осы те0рИи реставрации скульптуры в Академии » жеств в первой половине XIX в 115 п рузанов, К.И.Маслов. О снятии фрагментов росписей стен разрушаемых храмов в конце 1920-х — 1930-е гг. 120 М н Никогосян. История реставрации полотен Дж.Б.Тьеполо Пир Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры» Музея-усадьбы «Архангельское» 127 В Г.Симонов. Перспективный взгляд на возможные проблемы » сставрации современного изобразительного искусства 151 ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ Л.В.Гущина. Реставрация и исследование трехстворчатого с адня с иконой «Богоматерь Тихвинская» 156 И.Н.Гордеева. Реставрация и исследование иконы < гоматерь Тихвинская, со святыми на полях» начала XVI в. из собрания Музея-заповедника «Московский Кремль» 163 / .Рыбаков. Реставрация произведений масляной живописи XVIII в. из интерьера вологодского Софийского собора 176 1,.Вихрова. Исследование и реставрация детского портрета «Иоанн Антонович — император» работы неизвестного X' южника 194 А.В.Минин. Исследование и техническая реставрация угины Ф.А.Бруни «Медный змий» 206 •О-М.Кузнецов. Реставрация картины А.Рубо г,1енение Шамиля» 211 в-Краснова, Т.Н.Краснова. Исследование и реставрация 4 произведений учеников И.Е.Репина - И.С.Куликова М-С.Федорова 216 ■Ильменская. Исследование и реставрация картины неиз- н°го голландского художника XVII в. «Сельская пирушка» 221 Ф.И.Прендель, О.Ф.Владимирова. Реставрация живописи на металле. Из опыта работы реставраторов Государственного Исторического музея 226 О.М.Ревин. Способ заделывания прорывов с разошедшимися краями на большемерных картинах 234 Г.А.Григорьева. Проблемы повторной реставрации хоругви «Рождество Богородицы» XVII в 238 АТРИБУЦИЯ Т.П.Горячева. Ранние картины П.Н.Грузинского. Опыт атрибуции 242 О.С.Глебова. Подробное описание и датировка состояний гравюры Ф.И.Иордана по оригиналу Рафаэля Санти «Преображение Господне» 251 Э.М.Бурцева. Атрибуция миниатюрного портрета Александра I 258 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Е.М.Саватеева. Использование методики изготовления шлифов и тонких срезов при исследовании станковой живописи и декоративно-прикладного искусства 263 В.П.Голиков, Н.И.Комашко. Русская живописная икона второй половины XVII в. Экспериментальные исследования первых русских икон, созданных в масляной технике 272 Б.В.Жаданов, Г.Н.Горохова, М.Г.Кононович, В.3.Красильщик. Новый подход к анализу микропроб живописных материалов с использованием методов И К спектроскопии и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой 285 Д.Н.Емельянов, Н.В.Волкова. Основные направления исследований процессов консервации и реставрации памятников акриловыми полимерами 289 НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ Д.Н.Емельянов. Свойства и перспективы применения полиакрилатного водорастворимого связующего как консерванта и защитного лака 300 С.Р.Ефанова. Цианакрилаты в реставрации керамики 308 ЭКСПОНИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ М.Л.Коротаева. Конвертирование и его влияние на сохранность произведений станковой масляной живописи 311 М.Л.Коротаева. Подготовка выставок и реставрация в Нижегородском художественном музее 314 А.А.Погребной. О дополнении музейных экспозиций и каталогов визуальной информацией о реставрации памятников 316 Список принятых сокращений 319